Европейцы и американцы задумали строить общий марсоход

31.10.2015

Вместо посылки на Красную планету пары разных шестиколесных разведчиков от США и Европы специалисты отрасли предложили …Обе стороны испытывают давление со стороны политиков, желающих сократить расходы на марсианскую программу. Да и ученые давно высказываются в том плане, что без экономии запланированные миссии могут быть задержаны. Потому в свое время и была придумана парная миссия.

Пока предполагается, что два марсохода будут отправлены к Красной планете одним пуском (в 2018 году) и доставлены на поверхность Марса (в 2018-м или 2019-м) при помощи одной посадочной ступени. На месте они изучали бы один и тот же район, дополняя возможности друг друга.

Теперь, как сообщает BBC, два космических агентства рассматривают вопрос о полном слиянии этих машин. Гибрид ExoMars и MAX-C, предположительно, будет основан на европейском проекте и построен в Европе, но впитает в себя все инструменты, которые ранее планировалось поставить на два марсохода. Кстати, европейское космическое агентство намного сильнее продвинулось в проектировании своего аппарата (оно значительно раньше начало работу над ним).

65-килограммовый MAX-C (Mars Astrobiology Explorer-Cacher, слева) и 270-килограммовый ExoMars. Американский ровер первоначально должен был тянуть на все 300 килограммов, но по мере доработок проект усох (иллюстрация ESA, NASA/JPL).

За американской стороной останется вся транспортная задача от взлета ракеты-носителя до мягкой доставки общего ровера в марсианские пески.

Тут нужно добавить, что ради той же экономии сил и средств новый комплекс позаимствует кое-что от другого проекта американского марсохода Mars Science Laboratory (MSL) Curiosity.

Марсоход MSL уже тестируется. На борту этого гиганта размещено более десятка научных инструментов (фото NASA/JPL).

Старт любопытства намечен на ноябрь-декабрь 2011 года. Этот крупный ровер должен прибыть к своей цели в августе 2012 года. И одно из главных технологических новшеств, которое он должен будет проверить в деле, способ посадки, именуемый sky crane (небесный кран).

Заключается он в следующем. После того как отработает парашют и скорость MSL упадет, парашют будет отброшен, как и тепловой щит снизу. В нижних слоях атмосферы спускаемая ступень включит ракетные двигатели и сбросит скорость снижения почти до нуля. Тогда марсоход, расположенный под спускаемым модулем, будет выпущен вниз на тросах на некоторое расстояние.

Далее ракетный посадочный аппарат аккуратно снизится и поднесет ровер к поверхности, а тот, как только почувствует касание, обрежет привязь. В этот момент посадочная ступень включит полный газ и уйдет прочь от ровера, чтобы упасть поодаль.

Такой способ мягкой посадки марсохода Curiosity вместо ранее применявшегося сочетания парашюта и надувных мешков выбран из-за больших, нежели у предшественников, размера и массы MSL. Так, близняшки Spirit и Opportunity из миссии Mars exploration rover весят по 180 килограммов, а MSL аж 900 кг.

На сколько потянет слитый воедино ExoMars/MAX-C пока неизвестно, но он во всяком случае будет тяжелее аппарата ExoMars. А задачи гибриду предстоит выполнить многочисленные, ведь он должен справиться с тем, что пока намечено в списке работ у двух роботов.

ExoMars должен искать свидетельства прошлой или настоящей жизни на Марсе, анализировать геохимию и физическую структуру грунта на глубине, искать воду в любом виде.

MAX-C Rover должен собирать образцы грунта и камней, которые могли бы нести следы прошлой жизни и предбиотических процессов. Он же подготовил и сохранил бы эти образцы для возможного возращения на Землю в ходе отдельной, пока еще гипотетической миссии.

Прототип ExoMars был построен в 2009 году и тестировался в 2010-м (фото Thales Alenia Space-Italy).

Более экономный синтезированный проект означает большие шансы, что США и Европа наберут на него достаточно средств и реализуют по плану.

Для внесения корректив в конструкцию ровера и постройки единого аппарата еще есть время. Инженеры считают, что первоначальный год запуска миссии (2018-й) может быть сохранен и с новым планом.

Хотя судьба сплава ExoMars/MAX-C еще не ясна, крупный итог недавних переговоров NASA-ESA решение продвигать один важный субпроект, намеченный в рамках миссии ExoMars. Это запуск к Марсу в 2016 году орбитального разведчика TGM (Trace Gas Mission), создаваемого совместно NASA и ESA.

TGM, он же Trace Gas Orbiter, и Landing Demonstrator Module (иллюстрация ESA-AOES Medialab).

Прибыв на место в том же 2016 году, он начнет наносить на карту метан плюс другие добавочные газы в атмосфере Марса, которые присутствуют там в очень небольшом количестве, но представляют огромный интерес в плане поиска возможной жизни. Спутник сможет зафиксировать оксиды азота и этилен, формальдегид и диоксид серы, монооксид углерода и озон в концентрации порядка одной части на триллион.

Кроме того, добравшись до Марса, TGM выпустит на его поверхность стационарную метеостанцию EDM (Entry, Descent and Landing Demonstrator Module). Одна из задач этого модуля испытание новой европейской системы посадки для будущих миссий (она основана на парашюте, дополненном тормозными ракетными двигателями).

Аппарат EDM будет нести скромный набор сенсоров и проработает на поверхности лишь несколько дней. Но вместе с TGM он проторит дорожку для дуэта ExoMars/MAX-C.

TGM в частности поможет окончательно выбрать место посадки большой европейско-американской миссии. Кроме того, позднее TGM послужит орбитальным ретранслятором для роверов ExoMars/MAX-C (или общего марсохода, если его построят), а далее и для будущих марсианских посадочных аппаратов, которые могут последовать за ExoMars в 2020 годах.

Автор: Леонид Попов,
Источник: Мембрана

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: